Елена Сергиенко

Уроки танца от великих мастеров

Карл Густав Юнг
- Что общего у ворона с письменным столом?

Вопрос Безумного Шляпника,
"Алиса в стране чудес", Льюис Кэрролл

Для меня танец и все связанное с ним от музыки до преподавания — способ познания мира. Связи и закономерности, которые я вижу в танго, встречаются мне везде и во всем. Читая книги на совершенно посторонние темы и узнавая что-то новое, я краем сознания отмечаю привычное: да ведь у нас все точно так же! Знаете, что общего у гироскопа с объятием? Нет? В танго узнаете.

На днях моя подруга разместила у себя на странице видео с известными цитатами Карла Юнга, легендарного психоаналитика. Я стала читать, и почти каждая фраза была для меня о танго. Давайте учиться у великих!
1. Я – не то что со мной случилось, я – то, чем я решил стать.
Часто на уроках мне приходится слышать фразу: «Меня так учили». Конечно, это не всегда говорят в качестве оправдания, и те навыки, которые появляются первыми, действительно прочно остаются в теле и сознании. Привычки менять нелегко.

Обычно я отвечаю, что меня тоже так учили. И были правы. Почти все слова, которые нам говорили в свое время разные учителя, были уместны и правильны. Просто одни и те же фразы для людей, находящихся на разных уровнях понимания, имеют совершенно разный смысл и вызывают в сознании разные образы. Многовариантность интерпретаций неизбежна, потому иногда уходит достаточно много времени, чтобы найти «своего» учителя и подобрать ключ к своему способу мышления.

Не стоит также недооценивать самостоятельный поиск ответов на вопросы. Прислушайтесь к себе: все ли вам нравится? Комфортно ли танцевать? Как вы себя чувствуете на уроках и в танце? Если что-то не так — ищите. Преподавателя, разных партнеров для практики, книги и другую информацию, которая поможет вам меняться так, как хочется.
Настоящая практика начинается, когда мы пробуем воспринимать партнера как часть себя.
2. Все, что раздражает в других, может привести к пониманию себя.
и
3. Встреча с самим собой относится к самым неприятным.
Кому не знакомы споры с партнером во время практик о том, кто виноват и что делать? Это естественно, ведь мы проживаем свое танго изнутри собственной вселенной, где все сбалансировано относительно наших привычек и прошлого опыта. Соблазн подстроить другого под себя «такого как есть», не сделав шаг навстречу, очень велик. Настоящая практика начинается, когда мы пробуем воспринимать партнера как часть себя. Или себя как часть партнера.

Суть в том, чтобы попробовать посмотреть на пару в танце как на нечто единое, отличное и от себя, и от партнера, и постараться оценивать происходящее с точки зрения этой новой «структуры». Таким образом важность собственной персоны уменьшается, а эмпатия по отношению к партнеру возрастает. Иногда это ощущается странно, как будто смотришь на себя со стороны, отрешенно. Но часто, взглянув на старые проблемы с этой новой стороны, замечаешь, что не так уж и неправ был партнер и его советы действительно были по делу.
4. Ожидая чего-то от других мы тем самым ставим себя в зависимость.
Когда у аргентинок спрашивают, что делать, если партнер плохо танцует, они в недоумении отвечают: «Менять партнера!». Но в наших реалиях этот метод почти не применим, попробуем посмотреть на это с другой стороны.

Прежде чем ожидать от партнера идеального танцевания, хорошо бы убедиться в безупречности собственной техники. А поскольку процесс самопознания глубок и бесконечен, направляя свое внимание на себя, а не на ошибки партнера, начинаешь замечать, что почти всегда есть способ собственными силами улучшить ситуацию.

Это не значит танцевать отдельно от партнера, это значит танцевать с ним, а не с его ошибками. Находясь в связи с собой гораздо легче найти ее с партнером. Такой подход освобождает от ожиданий и разочарований, и оставляет пространство для поиска собственного внутреннего движения.
5. Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма.
Хорошо знакомый многим синдром отличника — плохой помощник в телесном развитии. За частностями легко теряется целостная картина.

Пока вы будете красиво тянуть носок и делать болео выше головы, ваш партнер найдет другую партнершу, которая будет его обнимать и с интересом слушать. Если вы используете партнершу в качестве гужевого средства в хиро, чтобы сделать сто ляписов и энроске в секунду, не удивлятесь, если в следующий раз она предпочтет вам аккуратного начинающего.

Парадоксально, но идеалисты искренне считают, что изо всех сил стараются прыгнуть выше головы не для себя, а для партнера. Хотя чаще всего на другого человека в таком случае просто не остается энергии — все силы и внимание уходят на контроль многочисленных пунктов из списка «Как быть идеальным». Обычно такой танцор ощущается зажатым и отсутствующим, у него просто нет времени и возможности обратить внимание на то, что происходит в паре.

Принять возможность другого способа развития таким людям бывает непросто. Но когда удается взглянуть на процесс взаимодействия не из состояния острой реакции на ошибки, а просто наблюдая за происходящим, меняется все вплоть до технических параметров вроде заземления или баланса.
6. Бывает, руки справляются с загадкой, против которой интеллект бессилен.
Все чаще сталкиваюсь со странной на первый взгляд ситуацией: в теле во время упражнений на уроке начинают происходить желаемые изменения, но это ощущается настолько странно, что человек намеренно останавливает процесс. Потому что не понимает, что происходит. И чувствует себя очень странно, ведь это совсем на то, чего он ожидал.

Тут мне приходится убеждать не пугаться и пробовать дальше. Внутренние переживания редко в самом начале имеют отношение к реально происходящему. Не всегда опыт следует за пониманием. Иногда сначала что-то случается, и только потом мы можем это проанализировать. И здесь важно просто наблюдать, как в теле рождается что-то новое, а не пытаться сразу контролировать это.

Наш образ себя в танце и то, как мы на самом деле выглядим, начинают соответствовать друг другу только со временем и опытом. Поэтому я снимаю на видео, прошу учеников смотреть в зеркало, использую другие более или менее объективные факты, доказывая, что это странное внутреннее ощущение сопровождает картинку, которую мы хотим в итоге получить. И речь идет не только о красивых линиях, но и о свободе движения. Полные удивления глаза в такие моменты — мое особенное педагогическое удовольствие.
Настоящее взаимодействие - магия, которая неизбежно сбудется, стоит только захотеть.
7. Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.
Тут и добавить особенно нечего. Когда мы просто направляем свое внимание на другого человека и наблюдаем его, когда нам интересно танцевать о нем не меньше, чем о себе, — это меняет и нас, и его.

Настоящее взаимодействие — магия, которая неизбежно сбудется, стоит только захотеть и вложить в это достаточно своей энергии.
Автор: Елена Сергиенко. Мнение редакции блога может не совпадать с мнением автора.
Write Close
Close
Подпишитесь на блог Simple&Elegant, чтобы оставаться на связи!
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Для вашего удобства мы используем cookies и другие метаданные. Если вы не согласны c этой политикой, можно покинуть сайт.
Понятно, спасибо!
Close
Раздел в разработке
Мы прилагаем все усилия, чтобы сделать ваше танго и жизнь лучше!
Пока вы ожидаете, можно
Команда мечты
Видео, монтаж, режиссура и творческая поддержка - Дарья Ермолаева
Видео оператор - Владимир Кутахов

Анимация и картинки - Евгения Черникова
Лого и иконки - Анастасия Ротарь

Фото - Аня Семенюк, Дарья Ермолаева, Виктория Федирко, imagefinder.co, freestock.org, gratisography.com, facebook.com
Все фото используются с разрешения их владельцев или обладают открытой лицензией.