Алексей вайс

Об инсайтах и кошачьем шаге

Как одна новая привычка изменила мой танец
«Ты двигаешься как кот!» — между композициями мне улыбается партнёрша, с которой я первый раз танцую — «Как ты это делаешь?»

Неделей раньше на частном уроке с Канделой Рамос, преподавателем аргентинского танго, фигурировал именно этот образ: «кошачью походку» мы разбирали по составляющим, и особенно много внимания уделяли моментам, когда преподаватель почувствовала, что у меня зажаты бёдра. Ниже я опишу несколько инсайтов, которые со мной случились вследствие этого урока, — мне кажется, что это может быть интересно кому-то, кроме меня, поэтому хочу поделиться впечатлениями. А сперва — моё текущее понимание динамики «кошачьей походки».

«Первое, что происходит — я отодвигаю своё опорное бедро немного в сторону, наружу, оставляя его вверху. Благодаря этому освобождается место для второй ноги, которую я посылаю вперёд. В процессе этого шага я оставляю своё опорное бедро позади как можно дольше — я чувствую как растягиваются косые мышцы моего живота. Для этого мой позвоночник немного скручивается и слегка наклоняется в противоположную сторону, продолжая спираль от опорной ноги. Это всё в дополнение к тому, что вся моя опорная нога работает, включая стопу и пальцы. Когда мой вес полностью перенесён, я повторяю процесс с другой стороны. То же самое, только в обратном порядке, происходит когда я делаю шаг назад: я тяну ногу назад, и потом она как магнит притягивает бедро к себе.»
«Ты двигаешься как кот! Как ты это делаешь?»
Инсайт 1: наклон таза.
Танцуя уже тыщу лет (ладно, пока только три года), я осознал, что на диапазон движения моих бёдер влияет наклон таза «назад-вперёд». Когда на частнике с Канделой мы отрабатывали шаг, я самолично прочувствовал, что необходимое положение таза — когда седалищные бугры тазовой кости направлены вниз. При этом появляется, цитируя другого препода, «аргентинская попа», в положении «слегка назад». Следственный эксперимент показал, что это и есть оптимальное положение моего таза для полного диапазона движения бёдер: с поджатым «хвостом» вышеописанный шаг у меня просто не получался.
Инсайт 2: «длинные» ноги и естественность шага.
При естественной походке мои тазобедренные суставы, таз и поясница рисуют своеобразную «восьмёрку» в трёх измерениях: влево-вправо, вверх-вниз (опорное бедро остаётся наверху), и растяжение назад опорного бедра. Благодаря этой новообретенной трёхмерности мои шаги стали плавно перетекать один в другой, а резкие движения — рывки и удары стоп о пол, — которые раньше происходили именно из-за зажатых бёдер, куда-то пропали. Камината больше не обрывается, потому что при тянущемся назад бедре мои ноги во время шага в прямом смысле стали длиннее.
Инсайт 3: спирали.
На примере с шагом я ощутил, насколько для моего движения важна роль спиралей. Ведь наше тело не просто трёхмерное: три измерения работают и в динамике наших движений, когда сжимаются и растягиваются спирали мышц, сухожилий и фасций. Конечно, можно попытаться, например, занимаясь в тренажёрном зале, целенаправленно напрягать или растягивать только одну группу мышц. Но все повседневные движения поочерёдно задействуют цепочки разных групп мышц, и эти цепочки огибают и наше туловище, и все наши конечности именно спиралями. (Может, вы помните иллюстрации учебников по анатомии, где изображался мышечный каркас: там даже невооруженным взглядом видно, что наши мышцы расположены не строго параллельно костям, а таким образом, что как бы обвивают скелет — закручиваются в спирали. А в последнее время физиологи говорят, что и это изображение весьма схематично и на самом деле мышцы гораздо более многомерная система, чем было принято считать до сих пор.) Эта тема подробно раскрывается в Spiraldynamik — анатомической концепции движения и терапии, распространенной в Германии.
В моем личном случае доктора успешно лечат отклонения в правильной работе стоп с помощью упражнений для мышц икр и ягодиц. На этом примере видно, как глубоки и нелинейны физиологические связи в теле. Особенно, как мне кажется, это касается ходьбы, ведь в шаге задействованы практически все группы мышц. Получается, если такая спираль в теле прервана, — нарушена естественная мышечная цепочка, как в моём примере с зажатыми бёдрами, — то я не смогу двигаться естественно и свободно. А компенсаторные движения обычно ограничены по сравнению с нормальными, поэтому я решил работать над тем, чтобы восстанавливать естественную динамику.
Инсайт 4: рефлексия.
До этого я не задействовал бёдра из-за подсознательного «зажима»: движения бёдрами мне казались чересчур женственными. «Походка свободная от бедра! Раскованная свободная пластика пантеры перед прыжком» как прогулка по подиуму ассоциировалась у меня с излишним показушничесвтом, а посыл таких движений — с женской сексуальностью. А я ж мужик. Отсюда у меня были неподвижные бёдра, режим «шкаф» и компенсация ногами, что в перспективе к добру бы не привело: страдали бы и мышцы ног, и колени, и стопы. Кроме того, моя скрутка касалась лишь грудного отдела позвоночника — получалась даже не скрутка, а её подмена движением в плечах — а поясница оставалась припаянной к тазу, значительно ограничивая диапазон скручивания.
Инсайт 5: силовой пункт.
У меня появилось и телесное понимание того, что бёдра — это «силовой пункт», откуда начинается каждое моё движение в танце. Следуя из этого, импульс и следующее за ним предложение партнёрше и на скрутку, и на поворот, и на шаг возникает вначале именно в бедрах. Конечно, транслируется сигнал через корпус, но начало берет именно там, где сила. Если бёдра зажаты, то об этом и речи быть не может: противоречивая информация будет поступать от ног, или — что порой ещё хуже — от груди. Мои бёдра могут быть центром силы только в том случае, если они по-настоящему работают.
Присмотритесь к тому, как ходят кошки, у них многому можно поучиться.
Инсайт 6: взаимопонимание.
Мне нравится танцевать с тангерами, которые, чувствуя моё предложение к шагу, проецируют, тянут свободную ногу. При этом шаг становится насыщенным, и мы шагаем именно туда, куда решили. Но своё опорное бедро я раньше не тянул, и, каждый раз сталкиваясь с недопониманием, задавался вопросом — «что не так?».

«Ты не можешь получить то, чего не отдаешь» — Экхарт Толле

Теперь же я осознал, что должен делать то же самое — растягивать своё опорное бедро настолько, насколько хочу, чтобы моя партнёрша тянула свою свободную ногу. Я понял, что ключ к взаимопониманию — подавать правильный пример: сам делай то, чего хочешь от партнёрши.

Присмотритесь к тому, как ходят кошки, у них многому можно поучиться. С кошачьей походкой шаги становятся плавными, глубокими и «вкусными». Эффект от более свободного использования бёдер в танго может понравиться и вам, и тем, кто с вами танцует.


Автор: Алексей Вайс. Мнение редакции блога может не совпадать с мнением автора.
Write Close
Close
Подпишитесь на блог Simple&Elegant, чтобы оставаться на связи!
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Для вашего удобства мы используем cookies и другие метаданные. Если вы не согласны c этой политикой, можно покинуть сайт.
Понятно, спасибо!
Close
Раздел в разработке
Мы прилагаем все усилия, чтобы сделать ваше танго и жизнь лучше!
Пока вы ожидаете, можно
Команда мечты
Видео, монтаж и творческая поддержка - Дарья Ермолаева
Видео оператор - Владимир Кутахов
Анимация - Евгения Черникова
Дизайн - Анастасия Ротарь
Редактура блога и переводы - Дуня Валова

Фото - Аня Семенюк, Дарья Ермолаева, Виктория Федирко, Мария Масолова, Дмитрий Волков, kaboompics.com, imagefinder.co, freestock.org, gratisography.com, facebook.com
Все фото используются с разрешения их владельцев или обладают открытой лицензией.